arttekar (arttekar) wrote,
arttekar
arttekar

Category:

Николай Фешин в Третьяковке

Оригинал взят у je_nny в Николай Фешин в Третьяковке

Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд. 1908. ГРМ

Специально для galankor!

Была сегодня на выставке Фешина!
Столько счастья!
Опять - в который раз! - убедилась, что все репродукции, слайды и картинки в Интернете ничего не стоят - смотреть нужно только вживую. Так было с Модильяни, живопись которого - по репродукциям - казалась мне плоской, так же произошло и с Фешиным, хотя в этом случае и по репродукциям было понятно, что живописная поверхность его картин плоской быть не может, но наяву она оказалась просто бушующим морем, ураганом, стихийным бедствием!
Я не знаю, как и чем он писал - кисти, конечно, мастихин - несомненно, что еще?!
Вот эта картинка наверху не передает НИЧЕГО! Ничего, кроме композиции и цвета - цвет относительный, конечно.
Я чуть носом не тыкалась в красочную поверхность, пытаясь понять: как, как он это делает?! Мешанина красок, набросанных пастозно и вроде бы как попало - но нет! Все неимоверно точно и продуманно.
И из этого красочного мессива проявляется прекрасное девичье лицо - отрешенное, печальное, потусторонее...
Мне кажется, Фешина подделать, скопировать - невозможно! Рисунок, композиция, тон, цвет - да. Но повторить это яростное безумство красочного мазка, идущего то вдоль, то поперек полотна, то по диагонали; раздавленного и заглаженного мастихином, вырывающего с поверхности - в другое измерение! -  НЕВОЗМОЖНО.




Портрет художника К.М.Лепилова (1909)

Или вот этот портрет Лепилова, который здесь - просто никакой, а живьем - это такой пир черного цвета, у которого, оказывается, масса оттенков! Как написан  этот черный пиджак, нет, это надо видеть и долго рассматривать. По этому пиджаку надо путешествовать, экскурсии водить!

Все картины Фешина надо рассматривать минимум с трех точек, с трех расстояний: носом в полотно, отступя на пару шагов, и издали - с другого конца зала: тогда совершенно другой эффект и вот эта обнаженная - написанная этюдно, недописанная, вблизи какая-то... словно наспех слепленная из теста -

 

- если смотреть на нее из другого зала, она светится нежным розовым пламенем, сияет, как драгоценность! Просто чудо.

На особинку - самая знаменитая Фешинская обнаженная:



Она сделана совсем иначе - никого бушующего моря, никакой пастозности - тонкие лессировки, сквозь которые виден грунт и карандашный рисунок, энергичный  мазок - только волосы и фон. Как, почти без краски, сделал он это живое, дышащее, прекрасное и бесстыдное женское тело?!

Обнаженных женщин Фешин не щадит - не стилизует под сильфидок и венерок - они все у него живые, мясистые, со складками,  но это не кустодиевский пышный зефир и мармелад, нет - это именно мясо, плоть, жаркая и желанная.

А в портретах женских всегда замечателен рот - такой именно фешинский, бутоном, так и хочется назвать - "раненая роза"...

Роскошная дама, делающая маникюр - Частная коллекция США; Портрет мадмуазель Жирмонд.



И опять картинка не передает ни черта! Цвет не тот, и нет того удивительного эффекта от ее левой руки - с растопыренными пальчикам. Эта рука - одна сама по себе - портрет! А лицо дамочки, кстати говоря, врезано - то есть, вклеено! Первый раз такое вижу - переписывал, что ли? Можно было просто записать, но зачем-то наклеил сверху холст. Очень интересно.

Невозможно все рассказать! 
Кое-то понравившееся:



Потрясающий самовар! Вблизи - наворочено красок, а вот вам самовар! Прибавьте только оранжевого на занавеску.

Потрет Отца - невольно написала с большой буквы, но решила оставить, потому так хочется назвать - такой и есть: Отец. Мрачная, сильная вещь.


Портрет Сапожниковой - он ее много писал, этот лучший, по-моему:


Портрет Н.М.Сапожниковой (у рояля) (1916)

Там такая мощная энергетика - взгляд, жест, платье это, словно звучащий аккорд!  Взрыв звука - именно звука, так и слышишь эти ноты, что звучат из-под ее правой руки...
На другом ее портрете Фешин заботливо передал всю мелочную разделку обоев на стене - долго рассматривала, как он это сделал: штампиком, что ли?  Вот тут:



Рука крупно:



Потрет Давида Бурлюка:



Совершенно потрясающий Носильщик:



Фешин уехал из России в 1923 году, жил в Америке - в Нью-Йорке, а в конце 20-х годов переехал с семьей в городишко Таос, в Нью-Мексико. На выставке есть зимний пейзаж, написанный в Таосе - та же Казань! А индейцы похожи на татар, как говорил Фешин. Он хотел написать старого индейца - они не позировали, этого было нельзя, и Фешин обсуждал с друзьями, как бы уговорить. Индеец услышал, спросил: на каком языке говорят эти люди? На русском! Этот язык похож на язык моего племени - пусть рисует. Это  безопасно!
Потрясающая история.

А это - портрет живописца Виталия Тихова, про него я недавно перепостила:
http://je-nny.livejournal.com/1634116.html
Такой джентельмен, не подумаешь, что это он писал роскошных нагих красавиц! Или наоборот - подумаешь...



А это портрет гравера по дереву У.К.Уоттса - с этих двух портретов, Уоттса и Бурлюка (не тот, что я дала, а большой, ростовой, а этот он написал специально для Бурлюка), началась слава Фешина в Америке



А вот этого портрета на выставке нет - ГМИИ пожалело что ли? Народ ходит ищет - а нету!


Портрет Вари Одоратской. 1914.

И под конец - портрет Ленина - Фешин его успел в 1918 году написать. Еще у него есть Луначарский и даже Карл Маркс - увдела в интернете, на выставке нету. Интересно, выставлялся ли Ленин (он из Казани, не Ленин, а портрет) в советские времена? Вряд ли, раз художник слинял из Совдепии.
Это самый потрясающий потрет Ленина, который я видела - а насмотрелась я их немало за годы, прожитые в развитом социализме. Во-первых - он явно рыжий! Волос мало, но - рыжие. Во-вторых - убийственный взгляд прищуренных глаз, следящих за вами, куда бы ни пошли. И рука! Рука - краб, рука - паук! Паук, замысливший недоброе...
От картины веет такой мрачной энергетикой - какой там добренький дедушка Ленин с ласковым прищуром!
Воля, и воля злобная, разрушительная - "до основанья, а затем..."
Это не тот Ильич, что гладил по головам детей - а тот, что подписывал расстрелы...
Патронов не жалеть!



И совсем под конец - дом Фешина в Таосе. Он строил его сам, как хотел, поэтому снаружи он какой-то... мексиканский? Или какой? А внутри сплошное Талашкино! И русский дух, и Русью пахнет!





Выставка замечательная - картин не мало и не много, очень хорошо выставлен свет, что редкость в музеях. Купила каталог - малый за 950 руб, большой - за 3500 - не осилила! Но и этот хорош - картин и графики там больше, чем на выставке.

Перепост про выставку: http://je-nny.livejournal.com/1626098.html

Три мои поста про Фешина - живопись и графика, картинки -

графика:
http://je-nny.livejournal.com/1626598.html
женский портрет:
http://je-nny.livejournal.com/1514292.html
обнаженные:
http://je-nny.livejournal.com/1514010.html
Tags: анонсы, выставки, живопись, москва, художники, это интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments